raduga-45.ru
 главная
 контакты
 фотоальбом
 ссылки
 форум
Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
Как попасть в центр
Тел.: 8 (3522) 45-54-38, 45-52-37
Адрес: г. Курган, ул. Пушкина, 73
Задать вопрос

Помочь центру

Задать вопрос

Календарь

Январь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Наталья Сергеевна Толкачева — логопед-дефектолог

Приветствую всех, кто зашел на мою страницу!

Основные направления моей работы –

  • Развитие мелкой и общей моторики руки: «…речь ребёнка находится на кончиках пальцев его рук…»;
  • Формирование математических представлений (количественных, пространственных, временных).
  • Обучение конструированию: на занятиях по конструированию ребенок овладевает представлениями о пространстве, цвете и форме предметов, учится действовать по образцу, координировать движения рук.
  • Обучение игре: некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту. Для таких ребят необходимо организовывать специальные занятия, помогающие им «продвинуться» в развитии.
  • Обучение грамоте: перед тем, как освоить буквы и научиться читать, необходимо пройти так называемый добукварный период. В течение этого периода ребенок учится различать на слух звуки речи, последовательность звуков в словах и т.п. Все это способствует благоприятному освоению чтения, письма и русского языка в целом.
  • Ознакомление с окружающим миром и развитие речи: ребенок учится видеть окружающие предметы и явления, расширяется круг его представлений, словарный запас, развивается связная речь.
  • Дидактическая игра: специально организованные игры помогают развивать восприятие, внимание, память и мышление ребенка, моторику рук, ритмическую способность и т.д.
  • Развивающие занятия для малышей от 2 лет. Использую в работе разнообразные развивающие материалы, элементы Монтессори-среды, игры с песком и водой, сыпучими материалами. Обучение лепке, рисованию, аппликации.
  • Песочная терапия

Песочная терапия и её модификации

Песочница — у вас дома

Всем хорошо известно, как любят дети играть с песком. Они могут часами перемешивать песок, набирают его в формочки и ведерки, делают огромные крепости и замки…Что же притягательного в таких играх? Мы совершенно бездумно, не ставя никакой цели, создаем на песке нечто, отражающее состояние нашей души, и получаем от этого наслаждение.

Еще в древние времена люди проявляли интерес к этому материалу. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. В практике индейцев рисунки на песке использовались в церемониях излечения, изгнания нечистой силы и других целей. Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов для достижения совершенства и духовной гармонии. Песок обладает сильными медитативными свойствами, «заземляет» отрицательную энергию.

Песок, по мнению психотерапевтов, — вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир непонятен не только окружающим, но и самому «обладателю». Человек, особенно ребенок, не всегда может сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить все, что в нем скрыто. С помощью песка и маленьких фигурок можно проигрывать волнующие, конфликтные ситуации — это позволяет получить новый опыт в безопасном пространстве, освобождает от внутреннего напряжения. Опыт, полученный в песочнице, сможет реализовываться в реальной жизни, таким образом происходит личностный рост. Осознать свои мысли и чувства, понять самого себя и других, помогает специально обученный психолог или психотерапевт.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры в песочнице могут наглядно продемонстрировать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что малыш агрессивен, бросается песком, отнимает игрушки и ломает чужие постройки, или, наоборот, робок в общении и не может постоять за себя. Это может стать поводом для размышлений о собственной системе воспитания или необходимости визита к психологу. Специалист поможет «расшифровать» значение фигур и заглянуть внутрь себя.

Песочной терапией занимаются профессиональные специалисты, но существует множество ее модификаций, успешно используемых родителями и педагогами.

Самые популярные у малышей игры в песочнице — насыпание песка в ведерки и формочки, просеивание, пересыпание из одной емкости в другую ручками или с помощью совочка, лепка «куличиков», горок, заборчиков, выкапывание ямок и пещер, рисование на мокром песке, приготовление «каши» и «пирожков», «секретики» и т.д.

Предлагаем игры для детей разных возрастов, которые внесут разнообразие, помогут всесторонне развиться, доставят колоссальное удовольствие всем участникам.

Игры с песком можно организовать таким образом, чтобы они были не просто развлечением, а носили обучающий характер. Игры могут способствовать:

  • стабилизации эмоционального состояния
  • развитию тактильно-кинестетической чувствительности и моторики рук
  • развитию восприятия, внимания, памяти, графических навыков
  • расширению представлений об окружающем и развитию речи
  • формированию математических представлений: о форме, величине, количестве, пространстве.

Игры, направленные на стабилизацию эмоционального состояния, развитие тактильно-кинестетической чувствительности и ручной моторики:

Знакомство с песочницей (от 3 лет)

Цель — снижение психофизического напряжения.

Предложите крохе «поздороваться» с песочком, сделать, что ему нравится: погладить, пересыпать, порисовать на нем; почувствовать, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный-неприятный, мягкий и т.п.

После того как ребенок проведет самостоятельное исследование, покажите ему такие движения:

  • дотроньтесь до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
  • легко/с напряжением сожмите кулачки с песком, затем медленно высыпайте его в песочницу
  • дотроньтесь до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной
  • перетирайте песок между пальцами, ладонями

Знакомство с мокрым песком проводится так же, как и с сухим. Обратите внимание крохи на то, что песок изменился, он не сыплется, похож на кашу, теперь из него можно лепить.

Ребенку предлагается свободная игра. Песок можно перемешивать руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки и т.п.

Насыпание песка в емкости, пересыпание (от 3 лет)

Оборудование: 2 емкости с узким горлышком, воронка.

Ребенок насыпает песок в бутылку, при желании можно использовать воронку. С помощью воронки можно пересыпать песок из одной бутылки в другую.

Песочный дождик (от 3 лет)

Цель — регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Расскажите, что в песочной стране тоже может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Покажите, как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу, на другую ладонь, на ладонь другого человека.

Пусть малыш закроет глазки и положит на песок ладонь с расставленными пальцами, а вы будете сыпать песок на какой-нибудь палец. Ребеноку должен назвать этот палец. Если он еще не умеет их называть, пусть откроет глазки и покажет, куда сыпался песочек. Затем поменяйтесь ролями.
Еще один вариант игры: Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами. Предложите ему «спрятаться от дождика», т.е. закрыть ладонь, как только в нее начнет сыпаться песок.

Песочный ветер (от 3 лет)

Дыхательное упражнение.

Предложите малышу дуть на песок через трубочку от коктейля — таким способом можно делать ямки и любые линии. Здесь нужна осторожность. Следите, чтобы трубочка не касалась песка и малыш не вдохнул через нее!

Необыкновенные следы (от 3 лет)

Цель — развитие тактильной чувствительности, воображения.

  • «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  • «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  • «Ползут змейки» — ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
  • «Бегут жуки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Тепло-холодно (от 4 лет)

Попросите малыша отвернуться и закопайте в песочнице игрушку — «клад». Пусть ребенок выберет фигурку человечка или животного и водит его по песочнице в произвольных направлениях. «Ходить» можно пальцами (средним и указательным). Если игрушка далеко от «клада», взрослый говорит «холодно», игрушка приближается — «теплее», когда игрушка дойдет до цели — «горячо». Ребенок откапывает спрятанную игрушку. Затем игроки меняются ролями.

Мина (от 4 лет)

Рука одного играющего превращается в «мину», она закопана в песке в замысловатом положении. Задача другого играющего («сапера») откопать мину, не дотрагиваясь до нее. Можно действовать руками, сдувать песок, помогать тонкой палочкой. Если «сапер» сделает неосторожное движение — он проиграл.

Песочный круг. Медитативное рисование (от 4 лет)

Ребенок рисует на песке любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д. После этого он может дать название своему песочному кругу, рассказать о нем.

Точно так же можно украшать можно отпечатки своих ладоней, придумать историю о каждом пальчике: кто он такой, что он любит и не любит.

Напоминайте ребенку, что он рисует не ради красоты, а выражает свои мысли и чувства. По завершении работы ребенок с удовольствием расскажет о своем творении, если будет уверен, что оно воспринято вами как выражение его индивидуальности — с уважением и интересом.

Эмоции (от 5 лет)

На мокром песке рисуются лица, выражающие эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление. Лица дополняются любыми предметами из «коллекции». Спросите малыша, что могло случиться с тем или иным человеком, что он будет делать потом и т.п.

Пожелание (от 5 лет)

Создай картинку из песка и игрушек, что бы ты подарил маме, что бы ей пожелал?

Толкачева Н.С, дефектолог

Правительство Курганской области
Главное управление социальной защиты населения Курганской области
Главное управление образования Курганской области
Департамент здравоохранения Курганской области
Россия без жстокости к детям
Фонд поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации
Содействие детскому отдыху
  •  raduga-45.ru
     главная
     контакты
     фотоальбом
     ссылки
     форум
    © Дизайн 2010.
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Версия для слабовидящих
      Размер шрифта
    A A A
    Изображения
    Выключить Включить
    Цвет сайта
    Ц Ц Ц
    Х